Умные учебники и интерактив: регионы-пилоты о преимуществах цифрового образования
  • Умные учебники и интерактив: регионы-пилоты о преимуществах цифрового образования

Умные учебники и интерактив: регионы-пилоты о преимуществах цифрового образования

Успешно перейти на дистанционное обучение школам и вузам в период борьбы с пандемией коронавируса удалось во многом за счет мероприятий по созданию единой цифровой образовательной среды, проведенных в 2019 году в рамках проекта «Образование», отметила вице-премьер России Татьяна Голикова в ходе заседания Совета при президенте по стратегическому развитию и национальным проектам. По ее словам, с осени этого года в стране будет проведено тестирование этой виртуальной среды, которое позволит не только повысить доступность и качество образования, но и обеспечит создание «новых цифровых возможностей для детей и их родителей и, конечно же, учителей».
Согласно проекту постановления правительства, который ранее был опубликован на портале правовой информации, тестирование платформы цифровой образовательной среды начнется в школах 14 регионов РФ: это Алтайский край, Астраханская, Калининградская, Калужская, Кемеровская, Московская, Нижегородская, Новгородская, Новосибирская области, Пермский край, Сахалинская, Тюменская, Челябинская области и Ямало-Ненецкий автономный округ.
Вопреки опасениям учеников и родителей, предназначена система не для перехода на полностью дистанционный формат обучения, а для использования интересных, удобных и современных форм работы с детьми, таких как умные учебники или интерактивные карты. Как отметила Голикова на заседании у президента, «это будет целый комплекс мер, который включает в себя инфраструктурные преобразования в школе и содержательный блок разработки обновленного контента». Корреспонденты редакции региональных новостей ТАСС специально для портала «Будущее России. Национальные проекты» выяснили, как будет внедряться цифровая образовательная среда и что это даст учителям и ученикам.

Учителя роботом не заменишь
После публикации постановления в сети стали появляться поддельные документы, в которых говорилось, что платформа ЦОС якобы нужна для перевода учеников на полностью дистанционное образование, что очень негативно восприняли родители, уставшие от подобного формата обучения в период пандемии коронавируса. Например, недовольны были жители Новосибирской, Астраханской областей, Кузбасса и ряда других регионов-пилотов, власти которых все подобные слухи опровергали.
Так, в Астраханской области, где к системе планируется подключить порядка 100 школ к 1 сентября, министр образования Виталий Гутман несколько дней подряд встречался с родительскими советами, объясняя, что цифровизация предполагает оснащение учебных учреждений дополнительным и качественным оборудованием, а не переход на дистант. Для этого регион получит 170 млн рублей от федеральных властей и добавит еще 5 млн из своего бюджета.
«Полного дистанта в регионе не будет. Эти деньги выделяются нам на «железо», мы закупим компьютеры, проведем и ускорим интернет, попытаемся создать по примеру «умного дома» «умную школу», - сказал Гутман.

О платформе ЦОС
Как следует из документов министерства просвещения, ЦОС представляет собой цифровую платформу, которая состоит из трех блоков: для учеников, для учителей и менеджеров школ или средних специальных учебных заведений, а также для родителей. Создается платформа в рамках национальных проектов «Образование» и «Цифровая экономика». Ученики смогут бесплатно получать учебные материалы и лучшие учебники по всем предметам вне зависимости от местоположения школы: и в больших городах, и в затерянных в тайге деревнях будет доступно одинаково качественное образование. Также платформа дает возможность настроить под свои способности образовательный процесс, разнообразить формат обучения – от тренажеров и олимпиад до интерактивного домашнего задания и видео-учебников, а также гарантирует безопасность в сети и только проверенный контент.
Для учителей, помимо возможности «сконструировать» собственные уроки с помощью этих ресурсов, будет доступен электронный документооборот, который упростит подготовку отчетов и документации. При этом цифровые формы обучения позволят задавать домашнее задание, которое будет проверять компьютер. Сэкономленное время учитель сможет потратить на подготовку уроков и составление учебных планов.
Родителей же действительно ждет дистант, но отнюдь не тот, с которым они столкнулись из-за пандемии. На платформе появится возможность проводить дистанционные родительские собрания и в режиме онлайн отслеживать успеваемость ребенка. Там же они смогут скачать пособия для занятий вне школы.

Ноутбуки для школьников и учителей
Самый главный плюс, который видят регионы в данном проекте, – средства на оборудование и скоростной интернет: на эти цели во всех субъектах РФ тратятся сотни миллионов рублей.
«Нам удалось уже сейчас привлечь 687 млн рублей на оборудование наших школ, а с учетом участия в пилотном проекте объем федеральных инвестиций в нижегородские школы еще увеличивается. За два года это 287 млн рублей на мобильные компьютерные классы, интерактивные панели, ноутбуки и многофункциональные устройства (объединяющие функции принтера, сканера и копировального аппарата – прим. ред.) в школы и колледжи. Это модернизация школ в части сетевого оборудования, видеонаблюдения, систем безопасности, энергобезопасности», - сообщил министр образования, науки и молодежной политики Нижегородской области Сергей Злобин.
Как отмечают региональные власти, благодаря внедрению ЦОС у школьников появятся больше цифровых носителей и возможность вне зависимости от материального положения учиться работать на них. Так, новые ноутбуки благодаря нацпроекту закупят и школы в самых удаленных регионов России.
«На создание и внедрение ЦОС в Сахалинской области направят около 300 млн рублей. Из общей суммы регион уже потратил 150 млн рублей на 100 комплектов цифрового оборудования, куда входят интерактивные комплексы, многофункциональные устройства, ноутбуки для детей и педагогов. На сегодняшний день закуплено около 4 тыс. ноутбуков: 3 030 — для учеников, 606 — для управленцев школ, 202 — для учителей. Компьютерная техника должна поступить в островные школы к началу учебного года», - сообщили в правительстве Сахалинской области.
В Telegram-канале оперштаба Тюменской области со ссылкой на губернатора Александра Моора отмечали, что приобретенная техника сможет значительно расширить возможности школ: проводить на уроках телемосты с другими регионами или странами, слушать в прямом эфире лекции ведущих спикеров, защищать проекты на всероссийских или международных конкурсах, не выезжая за пределы региона.
Также в рамках создания ЦОС построят центры для подготовки со школьной скамьи IT-специалистов для профессий будущего – так называемые IT-Кубы. В Новосибирской области в 2020 году в рамках проекта планируется приступить к созданию пяти центров цифрового образования «IT-Куб», где дети смогут в ускоренном темпе освоить навыки в сфере информационных технологий.
«На площадке «IT-Куба» школьники смогут пройти обучение по шести направлениям, среди них программирование роботов, разработка мобильных приложений и приложений виртуальной и дополненной реальности», - сообщили ТАСС в пресс-службе министерства образования региона.

Всегда готов
ЦОС также, по мнению региональных властей, даст больше возможностей для учеников, не имеющих возможности получать образование вместе со всеми – инвалидам или жителям отдаленных школ.
«Проект поможет нам подготовиться и к дистанционному образованию, когда в нем возникнет необходимость. С новыми цифровыми возможностями мы будем готовы к любой ситуации», – сообщила в ходе онлайн-брифинга министр образования и науки Пермского края Раиса Кассина.
По ее словам, в 2020 году к ЦОС подключат более 100 школ, в том числе 31 сельскую, в 50 населенных пунктах Пермского края. Через год к ним присоединятся еще около 20 школ и 35 учреждений среднего профессионального образования. В общей сложности новые технологии станут доступны для порядка 63,5 тыс. учащихся.
Губернатор Калининградской области Антон Алиханов подчеркнул, что участие в проекте дает школьникам дополнительные возможности для самостоятельного развития.
«Это, по сути, создание такого рабочего места на компьютере, где будут в оцифрованном виде учебники, методические пособия, и у детей, например, которые заболели, будет возможность получать задания и не отставать от своих одноклассников, однокурсников», - сказал он журналистам, добавив, что это также возможность для родителей для дополнительных занятий с ребенком, а те дети, которые хотят заниматься индивидуально, смогут самостоятельно продвигаясь вперед.
Кроме того, внедрение платформы предусматривает масштабную подготовку преподавателей и возможность им самим влиять на образовательный процесс, а не действовать по методичке.
«Для нашей области это очень хорошая практика, так как мы будем участвовать именно в формировании всех этих правил на будущее. Мы сами будем их формировать. Мы будем не по методичке, а с живыми людьми в постоянном контакте все это отрабатывать, я считаю, это принципиально важно и для нас, это очень хорошая практика», - сообщила глава Новгородского министерства образования Евгения Серебрякова.

Готовность к цифровому будущему
Власти регионов-пилотов, заявляют, что готовы начать внедрение платформы с 1 сентября в уже сотнях школ, училищ, техникумов и лицеев. Как рассказала Серебрякова, в Новгородской области работа с ЦОС фактически идет уже второй год.
«С 2019 года поставляется оборудование, проходят обучение педагоги, мы этим планомерно занимаемся, просто сейчас вышел приказ о том, что именно в режиме пилотных площадок с несколькими регионами работа будет усилена<…> У нас [в пилотном проекте] зарегистрированы будут абсолютно все наши учреждения образования [как школы, так и колледжи], но в первую очередь активно мы будем работать с теми, кто у нас получает оборудование по проекту «Цифровая образовательная среда», - сказала Серебрякова.

Ссылка на публикацию: https://futurerussia.gov.ru/nacionalnye-proekty/umnye-ucebniki-i-interaktiv-regiony-piloty-o-preimusestvah-cifrovogo-obrazovania

04.08.2020

Другие наши анонсы